суббота, 5 октября 2013 г.

Композиция в фотографии


Здравствуйте, дорогие читатели!

Сегодня мы с вами поговорим о важнейшем изобразительном средстве в фотографии - о композиции, о ее значении, основных правилах и приемах. Для непосвященного уха слово «композиция» звучит непонятно и грозно, однако пугаться не стоит, на деле все это доступно для понимания, стоит только разобраться.
Начнем с того, что же такое композиция. Говоря своими словами, композиция - это гармоничное расположение объектов в кадре. Рассматривая фотографии на просторах Интернета, вы наверняка замечали, что одни кадры привлекают больше внимания, чем другие. На одних взгляд задерживается подолгу, другие вы пролистываете, едва взглянув. Почему так? Речь сейчас не о техническом качестве, хотя оно, бесспорно, играет важную роль.
А все дело в композиции. Ведь именно она отвечает за то, как вы воспринимаете снимок. И ее главная задача состоит в том, чтобы донести идею и смысл, которые вложил автор. Для достижения эффективного воздействия на восприятие, существуют определенные правила, нарушение которых чаще всего и является причиной неудачных снимков.

Рассмотрим некоторые из них.


1. Правило третей.

Основа основ для фотографа. Оно подразумевает расположение важных элементов в наиболее удобных для восприятия участках снимка. Для этого нужно мысленно разделить площадь кадра вертикальными и горизонтальными линиями, как для игры в крестики-нолики. То есть, кадр разбивается на равные трети по вертикали и горизонтали. Самые эффектные зоны находятся в точках пересечения линий друг с другом (так называемый узел внимания). Именно в этих зонах лучше располагать главный объект кадра. Это сделает композицию более интересной, позволит взгляду зрителя совершить путешествие по кадру, дольше удержит внимание.
В пейзаже горизонт лучше располагать в верхней или нижней трети изображения, а не по центру. Высокие или одиноко стоящие объекты – здания, башни, деревья лучше сдвинуть на одну из вертикальных линий.
Пример фотографии, сделанной по правилу третей
2. Направляющие линии.

Фотограф должен уметь управлять взглядом зрителя. Как это сделать? Для этого нужно использовать различные линии – провода, линию берега, забор, рельсы. Дороги и тротуары – отличный пример направляющих линий, которые проведут взгляд зрителя вглубь снимка.
Фото из Интернета
Линии могут быть горизонтальными, вертикальными и диагональными. И совсем не обязательно они должны быть прямыми.
Фото из Интернета
3. Ритм.

Ритм – один из самых интересных композиционных решений в фотографии. Он возникает, когда вы снимаете повторяющиеся элементы. Составлять ритм могут как законченные элементы (стволы деревьев, фонарные столбы, ступеньки, волны, и т.п.), так и чередование тени и света или чередование цветов. Ритмически повторяющиеся элементы могут быть основной идеей композиции, или служить фоном для нее.
http://www.photosight.ru/photos/3628718/
источник
Фото из Интернета
4. Симметрия.

Это один из наиболее простых композиционных приемов. Ведь увидеть симметричное расположение предметов не сложно. Симметричными считаются те фотографии, которые имеют практически идентичные элементы по обе стороны снимка от воображаемой вертикальной или горизонтальной линии.
Принцип симметрии позволяет сделать акцент на том, что именно повторяется, или на том, что находится в центре симметричного построения.
источник
Если вы хотите передать на снимке спокойствие, статичность, умиротворенность – смело используйте симметрию. Это правило часто применяют при съемке архитектуры, пейзажей с отражением в воде. Также могут получиться интересными снимки с отражением в зеркале.
Фото из Интернета
 5. Перспектива, выделение пространством.

Перспектива в фотографии играет очень важную роль, поскольку умение правильно ее обозначить напрямую влияет на объемность и глубину всего изображения.
Человек смотрит на мир двумя глазами, и за счет этого все объекты мы видим объемно. Современный фотоаппарат пока еще передает двухмерную плоскую картинку. Для того чтобы передать объем на фотографии (глубину пространства или перспективу) нужно использовать передний, средний и задний план.
Например: вы фотографируете пейзаж. На передний план можно поставить камни, на средний — деревья, на задний — горы.
Фото из Интернета
6. Обрамление кадра.

Интересный эффект дает использование обрамления объекта чем-либо (объект снятый через арку, съемка из пещеры и т. д.). Чтобы подчеркнуть глубину пространства в пейзажной съемке, можно использовать естественные рамки. Например, на переднем плане очень выгодно смотрятся ветки деревьев, подчеркивая объем и расстояние до объекта, расположенного на заднем плане.

7. Отделение основного объекта съемки от элементов фона.

Отделение объектов съёмки от элементов фона позволяет существенно улучшить композицию и передать авторский замысел зрителю. Достигается это путем использования различной глубины резкости. Например, использование открытой диафрагмы позволяет выделить главный объект и размыть второстепенные.
Фото из Интернета
8. Цветовая композиция.

Каждый цвет имеет свое эмоциональное воздействие на человека. Теплые цвета – оранжевый, желтый, красный напоминают нам лето, солнце, тепло. Такие же ассоциации возникают при просмотре фотографий, выполненных в этих цветах.
Фото из Интернета
Холодные цвета – синий, зеленый, фиолетовый – отдаляют объект от зрителя и ассоциируются с холодом, зимой, водой.
Фото из Интернета
Насыщенность цвета также влияет на эмоции зрителя. Мягкие тона создают ощущение покоя и ностальгии. Яркие краски используются для привлечения внимания, напористости, чувственности, поэтому их часто используют в рекламной фотографии.
Следует осторожно относиться к подбору цветов в кадре, а так же избегать ярких цветовых пятен в стороне от главного объекта съемки, иначе это будет отвлекать зрителя.

Конечно же, это далеко не все композиционные приемы, но их достаточно, чтоб значительно улучшить качество фоторабот.
И еще хочется сказать об одной важной вещи – прежде чем нажать на кнопку спуска затвора, подумайте, что именно вы собираетесь сфотографировать, и что желаете сказать своим снимком. Потому, что если вы сами не знаете, для чего делаете кадр и какой смысл в него вкладываете, зритель тоже не будет этого знать.

Удачных и осмысленных вам кадров! 



В статье использованы материалы сайтов:
imagemaster.ru

Для вас эту замечательную статью подготовила Africa



7 комментариев:

  1. Очень интересная и полезная статья, спасибо!

    ОтветитьУдалить
  2. Очень интересно было читать, будем ждать новых статей. Особенно было бы здорово для начинающих и обработку фото в разных программах. Интересно постигать свою камеру... ))

    ОтветитьУдалить
  3. Лиля, спасибо за супер отличную и полезную статью!!!
    Читала по абзацам и параллельно просматривала фото, сделанные за вчерашнюю прогулку.
    Была приятно удивлена, что я подсознательно использовала большинство основных правил композиции.
    Твое фото с подсолнухами очень классно отображает прием естественного обрамления!

    ОтветитьУдалить
  4. Девочки, спасибо, что прочитали! Надеюсь, вам это пригодится :)
    Относительно новых статей - работа над этим ведется :)

    ОтветитьУдалить