пятница, 30 августа 2013 г.

Узнайте получше свой фотоаппарат, и вам не придется покупать новый (1 часть)

Многие владельцы фотоаппаратов создают снимки, не выходя за пределы режима "авто". Между тем, бывают такие случаи, когда режима "Авто", дающего "среднюю температуру по больнице", недостаточно для воплощения задуманного в кадре. На помощь приходят расширенные "ручные" настройки. Эта статья, состоящая из трех частей, посвящена базовым пользовательским настройкам, которые можно найти даже в камерах мобильных телефонов.

****** 
Как правило, претензии фотолюбителей к компактной фотокамере ("мыльнице") сводятся к двум пунктам: "неправильная цветопередача" ("там было немножко зеленее/краснее/синее") и " отсутствие деталей в тенях/на свету"( "там были такие красивые облака, но на фотке "засветились" / "Вася сидел в тени, поэтому лица не видно"). Однако, при ближайшем рассмотрении выясняется, что две эти "проблемы" легко устранимы, стоит только перевести фотоаппарат из режима "Авто" в "Ручной режим". Так что не спешите тратить последнюю "заначку" на новый фотоаппарат! Старый добрый "фотик" еще не раз порадует Вас красивыми фотографиями! Сейчас я раскрою несколько "секретов", которые не только научат вашу камеру "правильно фотографировать", а Вас навсегда избавят от "благоговейного" страха перед режимом "Ручных настроек", но и позволят почти на равных общаться с "профессионалами". Вы сможете с умным видом выслушать их рассуждения о "балансе белого" или "экспокоррекции", вместо того чтобы грохнуться в обморок от осознания собственной "неполноценности" :)

"Тренироваться" будем на компактной фотокамере "Olympus" FE - 46. 
Честно говоря, это не самая удачная из моих "мыльниц", однако, я все равно ею активно фотографировала и получала такие вот снимки:
Итак, "позировать" нам будет голубой Котэ:
Для того, чтобы настройки стали доступны, переведите фотокамеру в "Ручной режим". Обычно, этот режим кодируется латинской буквой "М" , у меня на "Олимпусе" он "прячется" за буквой "Р". У разных производителей обозначения режимов могут отличаться, также режим "ручной настройки" может нзываться "творческим" или "персональным". 
Начнем со "светового баланса" (также говорят "точка белого", "баланс белого", "баланс по белому"). В меню фотоаппарата он обозначается буквами WB (от английского "White balance")

"Световой баланс" -- это та самая "штука" которая отвечает за "правильный цвет" на фотографии. Согласно физике, каждый СВЕТ имеет собственную температуру, котрая влияет на ЦВЕТ света. Замечали по вечерам разноцветный свет в окнах многоэтажек? Где-то желтый от лампочки накаливания, где-то белый или даже почти голубой от лампы "дневного света" -- это оно и есть, "цвет света" в действии. Человеческий глаз быстро адаптируется к "цвету света", но технику не обманешь, поэтому мы и удивляемся, когда вместо белой чашки на снимке видим чашку желтого фарфора, или друга с "голубой кожей", хотя в роду у него "графьев" не наблюдалось :).
Цифровой фотоаппарат способен, при наведении на "белое", измерить световую температуру и сделать "поправку" по цвету. В профессиональных фотостудиях с "нейтральными" серыми стенами фотографы перед съемкой "наводятся" на "белое", чтобы избежать паразитных оттенков на фотоснимке. В быту и в функционале наших бюджетных фотокамер такие "фичи", к сожалению, не заложены. Но мы можем пользоваться системными предустановками наших "фотиков", подсказывая им, какая погода на улице -- пасмурно или солнечно, место, где мы пьем чай -- дома на кухне, или в кафе под неоновой вывеской. Выставляя "баланс белого" вручную, мы значительно улучшаем цвет на наших снимках, приближая их "к реальности".
Начнем эксперимент:
За окном стоят летние южные погоды, поэтому я выставила "солнышко" на мониторе фотоаппарата.  
Результат получился вполне сносный.
Переводим фотоаппарат в "пасмурный" режим. 
Заметна потеря яркости цвета от неправильно выставленного баланса - Котэ приобрел грязноватый оттенок.


Переводим световой баланс в режим искусственного освещения. 
Режим "лампочка" предназначен для фотографирования объектов, освещенных лампами накаливания.

Со световым балансом шутки плохи, и эта фотография -- наглядный тому пример. 
Котэ, при естественном освещении сфотографированный с "искусственными" настройками, выглядит ужасно. 
Но картина резко меняется, когда я освещаю Котэ светом торшера.


Котэ вернулся в свое естественное состояние.

Проследим, как изменится картинка при переводе фотоаппарата в режим флуоресцентного освещения.

Котэ, сфотографированный в режиме "флуоресцент", лишенный искусственного освещения, выглядит серо и невесело.

Вместе со светодиодным фонарем к Котэ вернулся цвет :).

Надеюсь, этот маленький пример наглядно показал, насколько важно соблюдать баланс во всем, а тем более в фотографии :).  Пусть Ваши фотографии никогда не теряют цвета!
В следующий раз я расскажу, как сохранить детали в тенях и на свету.
Желаю всем красивых снимков!:)

 ******
Автор статьи  

Romashka

 

10 комментариев:

  1. Спасибо за статью! Очень полезно! Жду продолжения))

    ОтветитьУдалить
  2. Вот это неуч же я. Я инструкцию никогда не доставала, не знаю если она у меня и настройка почти всегда авто. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну, не Боги горшки обжигают :) главное, не бояться эксперементировать. Ну, а в режим "авто" всегда можно вернуться, если что-то не заладится:)

      Удалить
  3. Ой ой ой какое спасибоооо, впереди полярная ночь и как же мне важно знать все эти настройки, прям не спасибо- спасибище!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ух, ты! А когда именно у вас полярные ночи наступают?

      Удалить
    2. уже с ноября начинает темнеть, а с середины декабря до середины января вообще нет дневного света...

      Удалить
    3. А где Вы живете? В каком городе?

      Удалить
    4. В Мурманске, за полярным кругом)

      Удалить
    5. Вот это, да! Далеко от Одессы :)))))))))))) Можно сказать, что на противоположном крае континента :)

      Удалить